Регистрация
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения
Адольф Дистервег
Конкурс
httpsvk.comevent150787526?zphoto150787526_4562390172Fal
Развитие через путешествия
Лотман 2 - 04 век путешествий
Лотман 2 -  02 Путешествия
Информационная культура личности
Развитие через путешествия
httpobrasovaniye.ruindex.php?razdelMEZHDUNARODNIE_KONKU
Сейчас на сайте: 28
08.10.2015

ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ХХ1 ВЕКЕ

От редактора-составителя (В.В.Анненков).

Несколько стоиков проводили дистанционные занятия по дисциплине "Педагогика высшей школы" (ПВШ) со студентами пятого курса Московского университета экономики, статистики и информатики. Ниже приведены суждения студентов, высказанные на форумах по ПВШ в программной оболочке WebCT, используемой в МЭСИ, или в переписке по э-почте. В первом случае "привязка" фрагмента осуществляется по местным правилам (ИОФ и логин, например, dki98105, + дата); во втором - стандартными адресными данными электронного письма.

 

Студенческие суждения собраны в одном месте (а не по разным темам) с целью представить взгляды с позиций поколения, вступающего в трудовую жизнь в условиях нового Мира и новой России. Коллекция студенческих суждений дает тьюторам (инструкторам студенческих групп) "обратную связь" и пищу для размышлений.

 

            Анастасия Петровна Антропова (dki98105) Втр Сен 24, 2002 15:06

            Так как мы вступили в 21 век (изменился и ритм, и уровень жизни), приходится адаптироваться. Информации становится все больше, а времени все меньше, и электронные средства общения облегчают жизнь, могут помочь в образовании.

            Электронное образование - это плюс нашего времени. Но только при гармоничном сочетании различных способов обучения можно достичь действительно долгосрочного результата.

Возможно в будущем каждый студент при поступлении в учебное заведение будет

получать карманный компьютер, с которого будет открыт доступ в сеть, где он мог бы обучаться.

 

АНДРАГОГИКА в самообразовании

 

Михаил Сергеевич Пронин (dki98066) Втр Окт 01, 2002 18:49

Андрагогика - это обучение взрослых, уже сформировавшихся людей. Она достаточно сильно отличается от классической педагогики. Во-первых: учитель и ученик выступают в равном положении, как коллеги. Во-вторых, учитель должен согласовывать с учеником учебный план и результаты обучения. В третьих, обучение происходит в течение всей жизни. В четвертых, обучение включает в себя изменения  в обучаемом и связано с развитием его

как личности. В пятых, обучение частично может проходить на подсознательном уровне. Причем приведенный перечень отличий не является исчерпывающим.

Современная андрагогика - это учение как способ существования человека, которое тянется сквозь всю жизнь индивида, адекватно реагируя на изменения, происходящие

в нем. Но, как известно, новые открытия непременно связаны и с определенной формой ответственности, коей при наличии безграничных возможностей выбора путей обучения

становится умение учиться, организовывать свое обучение, что раньше делало за нас общество в лице государства.

            Собственно в этом человеку и помогает андрагогика. Она обеспечивает взрослого обучающегося умениями, знаниями, навыками по планированию, осуществлению, оценке и

корректировке процесса обучения, предоставляет источники, формы, методы и средства обучения. Она учит человека учитывать свои особенности, будь то социальные,

профессиональные или возрастные, использовать накопившийся опыт при познавании нового, уметь определять свои потребности в образовании, намечать  цели и выбирать пути их достижения.

 

Евгения Александровна Бескина (dmm98205) Пон Окт 28, 2002 13:00

… считаю, что андрагогика - гораздо более тяжелая наука (в плане претворения её из теории в практику), чем педагогика. Педагогу гораздо легче вовлечь в учебный процесс ребёнка, чем взрослого (или считающего себя взрослым) человека. Ребёнок по определению любознателен… Более того… в детских умах сидит мысль, что надо делать то, что говорят взрослые дяди и тёти…

А студенты? Особенно те, кто зарабатывает сам? Для этих даже родители подчас не имеют авторитета, а что уж говорить о преподавателях!..

…считаю, одной из главных в андрагогике является проблема подачи материала. Ведь… взрослому человеку гораздо тяжелее усваивать новый материал, чем ребенку.

…Самообразование должно быть частью образования студентов на четвертом и пятом курсах, когда студенты уже не имеют возможности посещать лекции  и семинары, потому что зарабатывают деньги. В таких случаях абсолютно не верна позиция тех преподавателей, которые говорят, что, если студент не посещает занятия, то он не получит зачет, пока не сдаст все темы… Если студент не ходит в институт, это не значит, что он не хочет учиться! Это значит, что  у него нет возможности быть спиногрызом своих родителей…

 

Марина Валерьевна Фалалеева (dki98097) Чет Сен 26, 2002 00:12

Принято считать, что дети обучаются лучше, чем взрослые. У них лучше память, они способны усвоить большее количество материала. Но их обучение в большинстве случаев является неосознанным. Редко кто из детей с удовольствием учится в школе, а все свое свободное время посвящает выполнению домашнего задания.

Со взрослыми совсем иная ситуация. Они осознанно идут учиться, когда чувствуют, что в этом имеется необходимость.  Взрослый человек понимает, что чем больше сил он отдаст обучению, тем больший результат они принесут в будущем.

 

Антон Александрович Зибирев (dki98080) Пон Сен 30, 2002 08:20

…у более взрослых меньше получается. Когда обучались они, кое-что было по-другому, например, уровень образования (ведь с каждым годом он повышается). Теперь же, когда им приходиться переквалифицироваться, они с удивлением находят в программе все новые и новые курсы, требующие от них качеств, присущих современной молодежи. Причем, чем ниже уровень образования в той или иной точке страны, тем этот разрыв между возрастными группами все более сокращается, т.е. даже молодые люди, недавно получившие высшее образование, испытывают трудности в дальнейшем обучении.

Конечно, нельзя говорить однозначно. Есть люди, которые быстро адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, они как бы принимают образ того общества, в которое они попадают. (С другой стороны) от учебы можно устать в прямом смысле этого слова - физически устать. И как бы сильно не хотелось продолжать, многое может перестать получаться. …для разных типов людей, естественно, требуется различное количество времени и даже совершенно иные "мероприятия по отдыху".

Подведу небольшой итог. На мой взгляд, наиболее правильно (особенно в высших учебных заведениях) предоставлять студентам возможность получать практические знания по их специализации...

 

В.В. Анненков (PedagogicNew03) Втр Окт 29, 2002 10:18

Останется ли Сообщение № 79, отправленное Е.А.Бескиной 28 Окт 13:00, гласом "вопиющего в пустыне" или вызовет заинтересованные отклики на следующие вопросы и суждения:

1. Разговариваем со взрослыми или со «считающими себя взрослыми»?

Критерий - не возраст, а система ценностей личности (например, что на первом месте - потребление или созидание, права или ответственность?). В такой постановке экономическая самостоятельность (зарабатывает ли на жизнь) – не самое главное.

2. Как поколение начала ХХ1 века относится к извечной проблеме "отцов и детей"?

3. Эксперимент с сетевыми занятиями задуман, в частности, для того, чтобы облегчить студентам (прежде всего совмещающим учебу с работой) выполнение в удобном для них режиме действий, предусмотренных государственным образовательным стандартом и программой дисциплины. Не будем сейчас ссылаться на трудности доступа в Интернет (технические, организационные, бюджета времени и т.п.) - они действительно есть. Часть студентов находят возможности участвовать в эксперименте. Но большинство этого не делает. Где же равная ответственность?

 

Евгения Александровна Бескина (dmm98205) Втр Окт 29, 2002 12:41

Хотелось бы уточнить некоторые аспекты, которые поставил на обсуждение В.В. 

1) …именно второе образование не должно быть полностью платным, иначе человеку не дается права выбора. Если бы у него была возможность продолжать образование бесплатно, а он бы от этого отказался, - это одно, а если у него просто нет возможности продолжить образование - это уже не его вина! Это должно быть и заботой государства. Да, есть и школьное, и даже дошкольное ПЛАТНОЕ образование, но у (родителей) есть выбор - отдать ребёнка в общеобразовательное государственное или частное учреждение, а у взрослого человека такого выбора нет! Второе образование (а именно о нем идет речь в андрагогике) можно получить только за деньги.

 

2). О проблеме "отцов и детей". Все понимают, что об этом можно вести полемику бесконечно… Говоря о том, что студенты перестают уважать старших, не имела в виду всех поголовно. Я ушла из-под опёки матери и начала сама зарабатывать, но я не перестала уважать мнения родителей и других людей. А некоторые подростки, даже будучи спиногрызами родителей, ни во что их не ставят, а уж тем более учителей и преподавателей.

…когда ребенок начинает зарабатывать на хлеб, он… начинает СЧИТАТЬ себя взрослым… у него пропадают те ценности, которые в него вложили родители и педагоги, и их место занимают новые ценности. И далеко не невинные и альтруистичные. В этом беда ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА, а не нашего поколения…

 

 

Татьяна Евгеньевна Жукова (dmm98106) Пят Ноя 01, 2002 01:59

Специфика самообразования моих занятых работой и учебой сверстников... Хороший вопрос. В первую очередь, я считаю, для них сам изучаемый предмет должен быть остро актуален и необходим для повседневной жизни/работы или их будущего, иначе достаточного стимула для "выкраивания" времени не будет.

Потом, пособия должны быть доступны - финансово и технически.

Честно говоря, не думаю, что процесс самообразования моих сверстников будет значительно отличаться от той же деятельности несверстников - главное, что отличает таких

людей вне зависимости от их возраста, это сильная мотивированность и воля.

 

 

Михаил Сергеевич Пронин (dki98066) Сре Сен 11, 2002 13:46

Интернет-обучение - дело в принципе неплохое! Во-первых: Экономия времени! Во-вторых: Экономия средств (разнообразных)! В-третьих: Возможность  обучения "на расстоянии"!

Но все же, интернет-обучение не должно быть основным видом образования, так как имеет массу минусов в плане реализации человека как личности!  Я думаю, что оно должно носить прикладной характер и не вытеснять, а дополнять традиционную систему образования!

 

 

Сергей Александрович Ульяшин (dki98096) Чет Окт 31, 2002 17:01

Мнение о том, что взрослые учатся сознательно, и их никто (ничто) не заставляет верно лишь отчасти. …хотелось бы получить ответ: если взрослые понимают, что необходимо учиться, чтобы добиться чего-либо, является это решение необходимостью или же желанием? Очевидно, это скорее необходимость, чем познавательный порыв.

Ответ определяется в первую очередь методикой преподавания, способностью учителя (профессора, лектора) заинтересовать учащегося. Безусловно, от обучающегося

требуется хотя бы первичное желание учится, но успех всего процесса обучения можно сопоставить с успехом театральной премьеры или коммерческой компании. Чем

талантливее актеры на сцене, чем слаженнее они работают, чем лучше декорации, тем больше это понравится зрителям, которые пришли на спектакль. Их надо заинтересовать,

приковать внимание, очаровать, вовлечь и заставить воображение работать. Также должен вести себя учитель - чем лучше он найдет подход к ученикам, чем ярче и нагляднее (использование графических и звуковых материалов) он покажет сущность преподаваемой

дисциплины, чем правильнее построит свои занятия - вот от чего зависит конечный успех образования.

На основании сказанного я хотел бы подчеркнуть, что образовательный процесс как таковой в первую очередь должен быть направлен на выявление познавательного интереса к предмету и правильному построению непосредственно преподавательской деятельности.

Основной проблемой образования взрослых в современном контексте развития личностного потенциала, по-моему мнению, является необходимость развития

творческого-эмоционального восприятия информации. Чем старше становиться человек, тем меньшую творческую гибкость приобретает его интеллект, груз забот и ответственность не позволяет подходить к процессу обучения беспристрастно и открыто. Кроме того, на

групповых тренингах часто наблюдается подавленное поведение, вызванное скорее психологическими свойствами личности, нежели нежеланием обучаться. Если ребенка

достаточно легко вовлечь в ролевую игру, то во взрослом коллективе наблюдается живой интерес, но не до конца раскрыты потенциальные творческие вариации каждого

участника.

            Особенное значение это приобретает при корпоративном обучении взрослых: выработка неординарных методов решения проблем, нахождение альтернативных вариантов

реализации продуктов и т.д. очень высоко ценится в сотрудниках любой компании.

            В связи с изложенным, считаю необходимым совершенствовать весь образовательный процесс обучения на основе раскрытия творческого потенциала личности в противовес тотальному подавлению учащегося учебным информационным потоком. Только используя эмоциональное восприятие можно добиться высоких результатов и обучению

детальной ориентации в изучаемой проблемы с целью синтезирования новых подходов и развития теории/практики существующего предмета.

----------------------------

Юлия Сергеевна Казадаева (dki98082) Вос Окт 13, 2002 14:58

С годами расширяется кругозор и приходит понимание в необходимости приобретения новых знаний. Это касается не только повышения уровня професссиональных знаний, которые необходимо обновлять каждые 4-5 лет. Человек всю жизнь ищет возможность реализовать себя в чем-либо, почувствовать себя на своем месте. Считается, что для того чтобы попробовать себя в различных областях, понять, к чему больше лежит душа, человек должен кардинально менять место работы каждые 7 лет, а для этого нужна гибкость к приобретению знаний, готовность пожертвовать чем-то ради обучения. Ведь зачастую взрослый человек уже не обладает большим количеством свободного времени и это вынуждает относиться к обучению более осознанно. Он точно знает, что ему нужно и

старается получить знания с максимальной скоростью и отдачей, компенсируя недостаток времени интенсивностью обучения.

 

Вячеслав Станиславович Парамонов (dki98088) Втр Ноя 05, 2002 05:02

Проблему обучаемости взрослых мне хотелось бы разбить на две части:

1) ШКОЛА. Система обучения в современной российской школе такова, что ученик не имеет   свободы выбора. Есть строгий набор предметов, который он обязан изучить. Но самый большой   недостаток - в школе не пытаются научить УЧИТЬСЯ. В школе разъясняют материал, а ученику всего лишь надо послушать и усвоить его.

Когда бывший школьник попадает в ВУЗ, где преподаватели только очерчивают круг проблем, а студент должен сам искать ответы на вопросы, думать, формировать свое собственное мнение, здесь-то и начинаются проблемы. Оказывается, что в школе все разжевывали преподаватели и клали в рот. Если с детства не научиться самому докапываться до истины, учиться, то в последующем человек будет испытывать проблемы с самообучением.

2) Психологический фактор. Взрослому человеку трудно сесть за парту, если его будут окружать те, кто младше на порядок. Он же будет белой вороной. Или взять,  например, неудачи во время учебы, они скорее всего будут труднее переноситься взрослыми:

признание своей ошибки, неправоты может даваться очень нелегко.

Зрелая личность может испытывать проблемы в общении. Скажем, у молодежи в группе сближение происходит достаточно быстро, а взрослым с условностями будет сложнее   преодолеть этот барьер…

 

Мария Анатольевна Шевченко (dki98099) Чет Окт 10, 2002 23:25

Андрагогика сложнее, чем педагогика в силу следующих причин:

1) ребенок не обладает жизненным опытом. Он, как правило, доверчив, преподаватель может легко убедить его. Взрослый же подходит ко всему критично. Даже при расположенности к

преподавателю, взрослый критически подходит к материалу. Убедить его в том, с чем он не согласен, если возникает разница во мнениях с преподавателем, и обучающийся по какой-то причине не прав, - большое искусство. Это надо быть и педагогом, и хорошим психологом. Ведь нужно сделать это, не задев самолюбия и профессионализма обучающегося.

2) Обучение требует определенной гибкости ума, способности воспринимать материал, тренированности мозга. Ребенок быстро усваивает новое, его мозг и память обладают такими свойствами. Но эти способности ухудшаются с  возрастом, или если какое-то время не учиться. Такое происходит даже со студентами. После долгих летних каникул очень

трудно втянуться в рабочий график, приучить себя усваивать материал, выполнять различные задания. Со взрослыми это проявляется еще сильнее. Кроме того, обучение без отрыва от производства (то есть выполнение своих служебных обязанностей и изучение нового материала) приводит к чрезмерной умственной нагрузке, и как следствие, человек перестает усваивать даже несложную информацию - срабатывает естественная защита

организма…

            В заключении, мне бы хотелось поспорить с одним из предыдущих высказываний, где прозвучала мысль о постоянном повышении качества образования. Я не согласна

с этим. Мне кажется, что качество образования наоборот снижается. Это связано с коммерциализацией этой отрасли. С тем, что часто за деньги можно "поступить" в вуз, "сдать" сессию, "защитить" диплом. А если можно все купить, то зачем стараться, учить что-то, совершенствовать свои знания, если то же самое можно получить без особых затрат сил. 

Перевод обучения на платную основу подразумевает доступность обучения для людей с определенным достатком. Но мне кажется, это не правильно. Как это ни крамольно звучит, по крайней мере первое высшее образование не должно быть доступно всем. Приходить учиться должны люди, готовые к восприятию сложного материала, достигшие определенного уровня интеллектуального развития, а не те, кто за деньги родителей ходит "отмучиться" в институт, занимая там чужое место.

 

Ольга Юрьевна Зайцева (dki98079) Пон Окт 14, 2002 00:21

Действительно, используя грамотную иетодику обучения, учить взрослых намного эффективнее, нежели детей, при условии, что обучающий специалист сам компетентен в

своей области. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей   в целом является первопричиной появления неработающих законов и указов, возникновения национальных и социальных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф,

опустошения природных ресурсов и других бедствий. При обучении взрослых можно использовать тот факт, что взрослый человек, как правило состоялся по крайней мере

как личность, и он точно знает, кем он видит себя в этой жизни. Если в детях нужно развивать таланты, заложенные генами их родителей, то во взрослых развиваются таланты,

заложенные в них предыдущим обучением, то есть все зависит от их базового образования. Не важно, среднее это или высшее образование, важно, как мне кажется, качественное оно или нет.

 

Таисия Александровна Ермакова (dki98077) Пят Окт 25, 2002 16:11

…обучение взрослых связано скорее всего не с обучением, а с переобучением, так как у взрослого человека уже своя сложившаяся система принципов, механизм работы, и он всегда будет стараться использовать уже накопленный опыт в своей трудовой деятельности. Пример можно привести самый простой: в связи с информатизацией общества принцип "ручной работы" уходит в небытие, т.е. предприятия переучивают свой персонал на работу с компьютером. И какой бы ни был хороший специалист в возрасте 40 и более лет, научить его делать большую (если не всю) часть его работы на ЭВМ очень сложно. Кроме того, мне кажется, что при обучении взрослых, надо разрабатывать такие образовательные программы, которые напрямую были бы связаны с возрастом человека, тем самым определяя уровень нагрузки. Ведь человек в 30 лет может усвоить гораздо больший объем информации, чем в 40 лет…

 

Анна Андреевна Медведева (dki98085) Пон Окт 14, 2002 00:07

Много говорится об андрагогике в целом… Не уделяется внимание лишь тому, что содержание образования взрослых должно отвечать конкретным потребностям

конкретных людей (в первую очередь работодателей) и охватывать практически все аспекты жизни и все области знаний. Известно, что условно оно может быть подразделено на два основных содержательных блока: социально-ролевой и общеразвивающий…

 

Комментарии: